реклама

новости

В РПЦ нашли пропаганду наркотиков в рассказе Людмилы Петрушевской
Члены Общественного совета при Красноярской митрополии РПЦ осудили «пропаганду наркотиков» в рекомендуемой для прочтения школьной литературе.
Читатели альманаха «Белый бор» узнают, как воркутинский маляр стал сценаристом
В литературном альманахе "Белый бор" выйдет очерк об Александре Бородянском, одном из самых известных уроженцев Воркуты.
Оргкомитет премии Фазиля Искандера объявил список соискателей награды
МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Оргкомитет новой международной литературной премии имени Фазиля Искандера объявил в понедельник длинный список соискателей награды.
Людмила Бокова
Председатель временной комиссии Совета федерации по развитию информационного общества Образование Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт. Специальность — «учитель русского языка и литературы; учитель истории». Окончила Современную

Державин Гаврил

Державин, Гавриил Романович
(3 (14) июля 1743, — 8 (20) июля 1816) — русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его. В различные годы занимал высшие государственные должности: кабинет-секретарь Екатерины II (1791-1793), президент Коммерц-коллегии (с 1794), министр юстиции (1802-1803).

Биография
Отец - Роман Николаевич Державин (1706 - 1754).

Родился в Казани, там же провел свое детство. С 1762 году служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1776?1777 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва.

Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет правление императрицы Екатерины II. Державина назначают генерал губернатором Олонецкой губернии, а с 1785 — Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и своем имении «Званка». В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности.

Похоронен в Варлаамо-Хутынском монастыре близ Великого Новгорода.

Творчество
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного…
Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всем богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен:
А сам собой я быть не мог.
Ода «Бог», (1784)
Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1805) Державин оплакивает кончину Суворова:

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Перед своей смертью Державин начинает писать оду, от которой до нас дошло только начало:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!