реклама

новости

Директора Библиотеки украинской литературы обвинили в растрате, учреждение реорганизуют
Новое обвинение - предлог для давления, уверен адвокат Иван Павлов. В конце апреля истекает максимальный срок содержания Натальи Шариной под домашним арестом, а новые обвинения позволят взять ее под стражу. Тем временем Путин поручил Собянину подготовить
В Красноярске состоится IV Всероссийский литературный фестиваль «КУБ»
В этом году впервые в рамках проекта пройдет семинар по критике, который проведет литературный критик, редактор и писатель из Москвы Алиса Ганиева. В рамках фестиваля 12 апреля в 19:00 часов в Доме кино состоится творческая встреча с известным российским
Балет о любви по-французски представят в Нижегородском театре оперы и балета
Премьера балета «Одна любовь, одна жизнь» состоится в Нижегородском театре оперы и балета 14 мая. Об этом корреспонденту РИА «Время Н» сообщила руководитель литературно-драматургического отдела театра Елена Третьякова.
Орловцев приглашают поделиться идеями по проведению Тургеневского праздника
Жителей Орла приглашают поделиться идеями по поповду проведения тургеневского литературного праздника. Он намечен на 10 июня и состоится уже в пятый раз.

КОНСТАНТИН ФОФАНОВ

Константин Михайлович Фофанов родился в Петербурге, в многодетной купеческой семье. Отец Константина Михайловича впоследствии разорился и предался мистическим переживаниям.

Будущий поэт не получил систематического образования. Он доучился только до четвертого класса, но чтение разнообразной литературы помогло ему восполнить недостатки образования.

Стихи Фофанов начал писать рано, с самого детства. Он писал и в стилистике Некрасова, и в "библейской" стилистике. Эго поэзии присуще сочетание повседневных, обыденных тем и возвышенных интонаций. Первое стихотворение, опубликованное им, называлось "Сосуд целебною водою Иордана..." (1881).

С 1881 г. Фофанов стал печататься в самых разных газетах и журналах, но больше всего в “Новом времени”. Литературная деятельность поэта не нашла понимания в отцовском доме, и, обеспечив себе относительную материальную независимость, Фофанов в 1885 году покинул его.

Первая книга Фофанова "Стихотворения" (1887) была выдвинута Я. П. Полонским на Пушкинскую премию, но не получила ее и прошла почти не замеченной. В то время на пике поэтической славы находился С. Я. Надсон, который поддержал в печати дебют Фофанова. И после смерти Надсона (1887) произведения Фофанова стали восприниматься, как достойный отзвук надсоновской поэзии. Читателям была близка его тональность, тональность человека, разочарованного жизнью, но не утратившего веру в бытие. И хотя Фофанов добился признания, но соперничать с любимцем читающей публики Надсоном не мог. Классическое творчество Фофанова казалось самым строгим ценителям поэзии романтической отдушиной на фоне "революционной” поэзии, разрушавшей традиционную культуру русского стихосложения. Современники считали Фофанова служителем Красоты. В своих романтических произведениях, которым были присущи болезненная взвинченность и простодушие, он призывал вырваться из унылой беспросветной обыденности в вещие, волшебные, пленительные и святые “сны” и “грезы”.

В своих пейзажных зарисовках Фофанов причудливо соединяет поэтическую условность с точностью конкретных деталей. Он обращает внимание на запахи земли: “Пахнет укропом и пахнет крапивой.. ” “Пахнет свежею травою и увядшею листвой...” Фофанов сам точно определил характер своей поэзии: “Еще к земле прикован чуткий слух, / Но к небесам уже подъяты крылья.” Городская или окраинная природа приобретает в его произведениях фантастические очертания, предстает как воплощение городского кошмара.

О Фофанове положительно отзывались и Я. П. Полонский, и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов. Русские символисты, особенно В. Я. Брюсов, всегда признавали влияние на них лирики Фофанова. Но во время выхода первых сборников поэзии символистов в 1895 году литературное влияние Фофанова пошло на спад, и его попытки освоить художественный язык молодых символистов ("драматическая фантазия" "На полюсе", стихотворение "Ищите новые пути!.."(сборник "Иллюзии", 1900) не увенчались успехом. Это не могло не раздражать его. ("Декадентам", "Прочь, варвары!.."). Отчаявшись, остро реагируя на отношение публики к его поэзии, поэт пробует создавать "актуальные" стихи на тему голода, отлучения от церкви Л. Н. Толстого, но его попытки были тщетны. Новая читательская аудитория не приняла Фофанова.

Поэт жил в удручающей бедности, страдал алкоголизмом и тяжелым психическим заболеванием. В 1890 году Фофанов сумел справиться с первым серьезным приступом психической болезни, но впоследствии болезнь взяла верх. Поэт постепенно утрачивает волевые качества и уже не может справиться со своими недугами.

В 1911 году поэт тяжело заболел. На средства, собранные в петербургских редакциях, он был перевезен в столицу, где и умер в глубокой нищете. Ему было всего сорок девять лет.