русские поэты, золотой век культуры, серебряный век культуры, пушкин, маяковский, есенин

СТАТЬИ

ДОКУМЕНТЫ

НАШИ КОНТАКТЫ

объявления

реклама

новости

Гатчинский фестиваль опустил занавес
Более 14 тысяч зрителей посетили мероприятия XXIII кинофестиваля "Литература и кино", который проходил в Гатчине с 20 по 26 апреля. В этом году главный приз кинофестиваля - Гранатовый браслет - вручили за создание неигрового фильма о Сер
В Вологде выбрали лучшие спектакли в исполнении детей
В исполнении профессиональных артистов театра кукол «Теремок» участники фестиваля увидели веселый спектакль «Сказка о царе Салтане», - рассказала ИА «Вологда Регион» руководитель литературно-драматургической части театра Ольга Плисс.
МВД Татарстана совместно с театром «Изумрудный город» проводит конкурс сочинений «Я — суперполицейский!»
МВД по Республике Татарстан совместно с Общественным советом при МВД по РТ с 10 апреля по 10 мая 2017 года проводит литературный конкурс среди школьников 1-4 классов «Я — суперполицейский!»…
Молодые поэты поделились своим творчеством
Старшеклассники 27 апреля представили публике свои стихотворения. На литературном вечере «Поэт в России больше, чем поэт» ученики 9-11 классов второго корпуса школы №1391 прочитали собственные произведения о любви и смысле…

МИРРА ЛОХВИЦКАЯ

Мария Александровна Лохвицкая, подписывавшая свои стихи как “Мирра Лохвицкая” родилась 19 XI 1869 года в С.-Петербурге в семье известного адвоката А. В. Лохвицкого, блестящего оратора, профессора права. Ее родной сестрой была известная писательница Надежда Тэффи. Лохвицкая получила домашнее образование и продолжила обучение в московском Александровском институте, где ее преподавателем по русской словесности был А. Н. Майков. По окончании обучения в 1888 году поэтесса переехала в Петербург и начала сотрудничать с журналом “Север”. В этом же году состоялась первая публикация поэтессы: вышли отдельной брошюрой стихотворения “Сила веры”, “День и ночь”. С начала 90-х гг. поэтесса начала публиковать свои стихотворения в журнале “Художник”, “Наблюдатель”, “Наше время”, “Труд”, “Всемирная иллюстрация” и др. Публикация поэмы “У моря” в журнале “Русское обозрение” (1891.— № 8) принесла ей литературную известность.

В 1892 г. Лохвицкая вышла замуж за архитектора Е. Э. Жибера (в браке имела пятерых детей). Семья некоторое время жила в Тихвине и Ярославле (1892 — 1895), затем опять в Москве и Петербурге с 1898 г.

Поэзия Лохвицкой изящна и колоритна. Еще при жизни она получила имя “Русской Сафо”. Строка “Это счастье — сладострастье” была девизом поэтессы.

В своих ранних произведениях она воспевает любовь как светлое романтическое чувство, приносящее семейное счастье и радость материнства. За свой первый поэтический сборник “Стихотворения (1889 — 1895)”, появившийся в 1896 году, Мирра Лохвицкая удостоилась Пушкинской премии Академии наук. Поэтесса посвятила сборник мужу и включила в него стихотворения, обращенные к сыну.

В конце 90-х — начале 900-х гг., продолжая печататься в “Севере” и “Русском обозрении”, Лохвицкая публиковала свои стихотворения в журналах “Нива” (и его литературных приложениях), “Северный вестник”, “Живописное обозрение”, “Русская мысль” и др., в нескольких альманахах, в т. ч. “Денница” (1900) и “Северные цветы” (1901, 1902), и в ряде газет. Стихи этого периода составили еще четыре сборника.

В более поздних сборниках поэтесса воспевает страсть, радости чувственной любви. Второй сборник Лохвицкой “Стихотворения. 1896— 1898” вышел в 1898 г. и включал произведения, написанные поэтессой в период ее романа с К. Бальмонтом (“Лионелем”). В жизнь ее лирической героини вторгается греховная страсть, вносящая в ее душу разлад, и любовная лирика обретает сюжетность. Все сборники Лохвицкой назывались “Стихотворения” и различались только датировкой; возникал своеобразный роман в стихах.

Публичный обмен посланиями в стихах и взаимные посвящения Лохвицкой и Бальмонта возбуждали всеобщий интерес и только подчеркивали присущий Лохвицкой ореол “вакханки”. Поэт посвятил ей лучший свой сборник “Будем как солнце” (1903). Однако И. Бунин, который хорошо знал поэтессу и высоко ценил ее творчество, говорил о несовпадении реального человеческого облика поэтессы с образом ее лирической героини: “Воспевала она любовь, страсть, и все поэтому воображали ее себе чуть ли не вакханкой, совсем не подозревая, что она, при всей своей молодости, уже давно замужем... что она мать нескольких детей, большая домоседка...” (Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. — Т. 9.— С. 289).

К концу XIX в популярность “русской Сафо” постоянно возрастала, критика находила в ее поэзии уже “больше искренности, чем нескромности”.

В девятисотые годы Лохвицкая обратилась к драматическим формам, писала пьесы на средневековые сюжеты, ее притягивали и вечные библейские истории. Стихотворения последних лет жизни проникнуты мистикой и пессимизмом, мыслями о страданиях и смерти. Наряду со сказочными и фантастическими мотивами в ее произведениях появились болезненные видения. Последующие сборники: “Стихотворения. 1898 — 1900”, 1900, — “почетный отзыв” Академии наук; “Стихотворения. 1900 — 1902”, 1903; “Стихотворения. 1902—1904”, 1904, — посмертно удостоен половинной Пушкинской премии). Кроме лирических стихотворений, в эти сборники вошли драматические поэмы “Два слова”, “На пути к Востоку”, “Вандэлин”, “Бессмертная любовь”, “In nomine Domini” (“Во имя Бога”).

При жизни поэтессы вышло пять выпусков ее “Стихотворений” (последний — в 1904 г.).

Мария Александровна Лохвицкая умерла от туберкулеза 27 VIII 1905 года не дожив до 36 лет, оставив пятерых детей, похоронена в Александро-Невской лавре.

Книги поэтессы продолжали выходить посмертно. И в жизни, и после смерти поэтесса имела большое количество поклонников: Ел. Дмитриева (Черубина де Габриак) очень любила Лохвицкую, а Игорь Северянин называл ее своей предшественницей и окружил ее имя почти религиозным культом.

В 1908 г. посмертно был издан сборник ее стихотворений “Перед закатом” с предисловием известного поэта — великого князя Константина Романова, который отмечал у Лохвицкой “виртуозность”, “превосходную фактуру стиха и художественную, мастерскую их отделку”.

Лохвицкая не примкнула ни к одному из модернистских течений, в целом ее творчество оставалось в рамках классической лирики. С символизмом ее сближал культ красоты, любовь к легендам и мифам, но в трех последних сборниках поэтесса начала экспериментировать (“воскрылия ресниц”, “лазурные мгновения” и т. п.), и это позволило в дальнейшем И. Северянину провозгласить Лохвицкую и К. М. Фофановым “предтечами” эгофутуризма.