реклама

новости

Литературный «Мой Ставрополь» стартовал к юбилею краевой столицы
В 2017 году Ставрополь готовится встретить свой 240-й юбилей. К этой знаменательной дате планируется приурочить большое количество конкурсов, проектов и гражданских инициатив. Одним из них станет литературный конкурс, который будет называться «Мой Ставроп
В Челябинске появится первое книжное радио
На книжном радио звучит хорошая литература, ведущие рассказывают об авторах, их книгах, героях. Первыми на литературную волну настроились жители Волгограда в 2013 году, а с апреля 2015 года она звучит в Москве.

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Игорь Северянин (псевдоним; настоящая фамилия — Лотарев Игорь Васильевич) —поэт, переводчик, мемуарист, очеркист. Родился в семье военного инженера 4(16) V 1887 г. в С.-Петербурге, где жил до 9 лет. В 1896 году он вместе с отцом переехал в окрестности г. Череповца. Прожив там до 1903 года и окончив череповецкое реальное училище, Северянин переехал к матери в Гатчину под Петербургом. Стихи начал писать с 8 лет. Его первое стихотворение “Гибель Рюрика” было опубликовано в ежемесячном журнале для солдат и нижних чинов “Досуг и дело” в 1905 г. В самых ранних стихотворениях Северянин пытался затрагивать мрачные стороны жизни (“А знаешь край?”, “Памяти Н. А. Некрасова”), но такие темы ему трудно было совместить с его мироощущением. Свою позицию художника он выразил так: “Я трагедию жизни претворю в грезофарс”. Ранние стихи Северянина не вызвали интереса у читателей. Всячески пытаясь привлечь к себе внимание, начинающий автор издал на свои деньги 35 брошюр собственных стихотворений и разослал их по редакциям. Это не дало результата, поэта не замечали. Всероссийскую известность Северянин приобрел в 1909 г., когда Л. Н. Толстой, пришедший в негодование от его стихов из брошюры “Интуитивные краски”, отрицательно отозвался о них. “С легкой руки Толстого,— вспоминал Северянин,— меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие...”

Поэт стал выступать в самых престижных залах Петербурга: в Городской думе, Благородном собрании, в Конференц-зале Академии художеств, в университете, на Высших женских курсах, в театре “Комедия”, в “Бродячей Собаке” и др.

Первый период характеризует творчество Северянина как ярко романтическое, далекое от реальной жизни. Это страна грез— Миррелия, в которой царствуют Любовь и Красота, страна, названная в честь Мирры Лохвицкой, чье имя он боготворил, и которую считал своей предшественницей. Параллельно с этой сказочной страной в творчестве Северянина существует мир полусветской богемы, скучающих героинь, жаждущих экзотики. Основными темами его стихов в этот период являются, по его собственному определению, Любовь и Слава. Он щедро наполнял свои “поэзы” иностранными словами: “будуар”, “боа”, “комфортабельно”, “колье”, “муар”, “паж”, “ландо”, “манто”, “эксцесс”, “мисс”, “клеврет”, “одалиска”, и т. д. Такое впечатление, что ему импонирует само звучание этих слов, а не их смысл. Поэт экспериментировал над словом теряя чувство меры: “и было тундрово, и было северно”, “снежеет дружно, снежеет нежно, над ручейками хрусталит хрупь”, “пора популярить изыски”, “звонко душа освирелься”, “осупружиться”, “водопадить”, “фиалковый фиал”, “девятнадцативешняя”, “беззаконец”.

Наряду с Миррой Лохвицкой на творчество Северянина оказали огромное влияние произведения К. Фофанова и В. Брюсова, что отражается в его ранних стихах.

В 1911 году В. Я. Брюсов написал положительную рецензию на брошюру Северянина “Электрические стихи”, опубликованную в толстом журнале “Классическая мысль”. Его поэзию высоко оценили и А. Блок и Н. Гумилев.

Северянин стал создателем нового литературного направления, которое он назвал “эгофутуризмом”, по примеру итальянского поэта, публициста и теоретика литературы Маринетти, прибавив к его термину “футуризм” приставку “эго”. Весной 1911 года вышла в свет стихотворная брошюра поэта — “Пролог “Эгофутуризма””, в которой он изложил свое понимание нового литературного направления: “Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз”. Его саморекламные заявления достигают предела пошлости и комичности: “Я прогремел на всю Россию как оскандаленный герой!../Литературного Мессию во мне приветствуют порой”; “Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен: /Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден”; “Мой стих серебрянобрильянтовый живителен, как кислород. “О гениальный! О талантливый!” — мне возгремит хвалу народ” (“Самогимн”); “В экстазе идолопоклонства молюсь таланту своему” (“Поэза о солнце, в душе восходящем”). В начале 1912 года увидел свет манифест “Скрижали”, который наряду с “Прологом” положил начало эгофутуризму, как новому литературному течению.

Выступления эгофутуристов всегда привлекали внимание прессы и публики своим эпатажем. Названия сборников поэта носили претенциозный характер: “Зарницы мысли”, “Интуитивные краски” (1908), “Колье принцессы” (1910), “Электрические стихи”, “Эпиталама”, “Ручьи в лилиях. Поэзы” (1911), “Качалка грезёрки” (1912).

В 1912 году Северянин публикует стихотворную листовку “Эпилог “Эгофутуризма””, в которой он отрекается от этого течения. На предложение кубофутуристов “сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с “Парохода современности”” поэт отвечал: “Не Лермонтова с парохода, а бурлюков на Сахалин”.

В 1913 г. вышел новый сборник поэта “Громокипящий кубок” с предисловием Ф. Сологуба, ставший событием в русской поэзии начала века и принесший поэту настоящую славу. Книга выдержала 7 изданий в течение двух лет. Следующие за “Громокипящим кубком” сборники “Златолира” (1914), “Ананасы в шампанском”, “Victoria Regia”, “Поэзоантракт” (1915), “Тост безответный” (1916) пользовались большим спросом и выдержали много изданий. Но эти сборники не прибавили ничего существенного к творческому облику поэта, а только повторяли уже ранее им написанное. В. Брюсов подверг эти произведения резкой, но справедливой критике за их непомерное тщеславие и пошлость.

Северянин в период своей славы принципиально уходил ото всего, что могло омрачить радость жизни. Салонно-будуарный стиль придавал его поэтической работе уродливый и пошлый вид. В то же время у Северянина есть немало произведений, отмеченных подлинным чувством и высоким мастерством: “Душа поет и рвется в поле, / Я всех чужих зову на “ты”... / Какой простор! Какая воля! / Какие песни и цветы!” Поэт готов, “как друга, целовать врага”, потому что “виновных нет: все люди правы в такой благословенный день!” (“Весенний день”).

В 1913 г. Северянин отправляется в турне с “собственными поэзоконцертами” по городам России (Минск, Кутаиси, Харьков, Симферополь, Севастополь и др.). В этих турне принимали участие и другие поэты: В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, а также актеры и музыканты. Северянин был великолепным чтецом, его стихи были исключительно мелодичны, словно напоены музыкой, и он исполнял свои “поэзы” нараспев. Сами названия стихотворений были связаны с музыкой: “Интродукция”, “Интермеццо”, “Ноктюрн”, “Полонез”, “Серенада”, “Симфония”, “Соната”, “Хабанера”, “Увертюра”, и др. На стихи Северянина писал музыку С. В. Рахманинов, романсы на слова поэта включал в свою программу А. Вертинский.

27 февраля 1918 г. в зале Политехнического музея состоялся вечер, на котором Северянин был избран “королем поэтов”. В конкурсе принимали участие К. Бальмонт, В. Маяковский и др.

Октябрьские события 1917 г. резко изменили личную и творческую судьбу Северянина. С 1912 года поэт часто бывал в д. Тойла Эстляндской губернии (Эстония), где проводил летние месяцы. А в 1918 г. он перевез туда больную, старую мать. Там же, в 1921 году, он женился на Фелиссе Крутт, дочери хозяина дома, в котором он жил, что еще больше привязало его к Эстонии. Он много работал. После 1919 года тема покинутой родины в произведениях Северянина сильно потеснила прежние и стала главной в лучшем сборнике лирики поэта зарубежного периода — “Классические розы” (“Отечества лишенные”, “Моя Россия” “Пасха в Петербурге”, “Колыбель культуры новой”, “Стихи о Москве”, “Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!”, “В пути”, “Запевка”, “Классические розы”, “И будет вскоре...”, “Не более, чем сон” и др.

Особое место в творчестве “эстонского периода” поэта, тонко чувствовавшего красоту природы, стала занимать пейзажная лирика, природа становится неотъемлемой частью его произведений: “На земле в красоте...”, “И тогда”, “Вода примеряющая”, “В забытьи”, “Все они говорят об одном”, “Осенние листья” и др. Северянин уже почти не пишет в прежней манере, его речь приобретает классическую ясность, простоту и естественность.

В 20-30-е годы Северянин занимался переводами эстонских поэтов: А. Алле, Ю. Лийв, Ф. Туглас, И. Семпер, И. Барбарус, Г. Виснапу, М. Ундер, А. Ранник. В 1928 г. он издал антологию эстонской лирики за сто лет. Северянин переводит также стихи с французского (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Прюдом и др.), немецкого (Д. Лилиенкорн), польского (А. Мицкевич), болгарского (X. Ботев, П. Славейков) и др. В первой половине 20-х гг. поэт публикует автобиографическую трилогию, состоящую из поэм: “Роса оранжевого часа”, “Падучая стремнина”, “Колокола собора чувств”. В 1925 году Северянин опубликовал “роман в строфах” “Рояль Леандра”, в котором попытался изобразить широкую картину литературно-художественной и общественной жизни России накануне первой мировой войны. Другим крупным произведением поэта этого периода является “утопическая эпопея” “Солнечный дикарь”, навеянная идеями Руссо. За годы, проведенные за рубежом, поэт выпустил 17 книг, однако тираж их был мал, а спрос на них — невелик.

Живя в Эстонии, он часто гастролировал по Европе. Он был в Литве (1921), в Латвии (с 1921 — многократно), в Германии (1922 и 1925) (в 1922 г. в Берлине поэт выступал вместе с Маяковским и А. Н. Толстым), в Финляндии (1923) и Польше (1924 и 1928), Чехословакии (1925) и Югославии (1931), в Румынии и опять в Финляндии (1933 — 34). Список этот далеко не полон.

В 1934 году Северянин публикует книгу под названием “Медальоны”, в которую вошли сто сонетов и вариаций о выдающихся деятелях литературы и искусства, близких поэту по духу: Ахматовой, Сафо, Шекспире, Пушкине, Фете, Гумилеве, Чайковском, Шопене, Григе и др.

В 1935 году Северянин развелся женой и поселился в Таллине.

После немецкой оккупации и провозглашения Эстонии самостоятельным государством поэт оказался за пределами родины, но он всегда подчеркивал свою духовную связь с Россией, никогда не считал себя ни беженцем, ни эмигрантом (“Наболевшее”).

Тяжелобольной поэт мечтал переехать в Ленинград, но ему помешала Великая Отечественная война с фашистской Германией. В декабре 1941 г. Игорь Северянин скончался в Таллине.