реклама

новости

Ростовчан приглашают к участию в литературном фестивале
Как сообщает сайт администрации города, принять участие в нем могут все желающие. Они должны будут прочесть авторские стихи или произведения любимых поэтов, прозу или зарисовки с тематикой "Женщины и прекрасные чувства".
В РПЦ нашли пропаганду наркотиков в рассказе Людмилы Петрушевской
Члены Общественного совета при Красноярской митрополии РПЦ осудили «пропаганду наркотиков» в рекомендуемой для прочтения школьной литературе.
Оргкомитет премии Фазиля Искандера объявил список соискателей награды
МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Оргкомитет новой международной литературной премии имени Фазиля Искандера объявил в понедельник длинный список соискателей награды.
Людмила Бокова
Председатель временной комиссии Совета федерации по развитию информационного общества Образование Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт. Специальность — «учитель русского языка и литературы; учитель истории». Окончила Современную

Тютчев Фёдор

Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873) — русский поэт, дипломат, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 г.

Биография
Отец - Иван Николаевич Тютчев (1768 - 1846).

Происходил из старинного дворянского рода, ведущего начало от Захария Тютчева, упоминавшегося в Сказании о Мамаевом побоище. Фамилия восходит к уйгурским словам kutuci (пастух), tut (курить), tutaci (игрок на пастушьем рожке). Семейное предание допускает объяснение «Тютчев» из итал. Dudgi, фамилии итальянца путешествовавшего в конце XIII века вместе с Марко Поло и посетившего Россию. Дед Тютчева, Николай Андреевич, состоял в связи с известной своей жестокостью помещицей Салтыковой (Салтычихой).

Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии учителем Михаила Лермонтова. Изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. Продолжил гуманитарное образование на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов, в 1818 избран сотрудником Общества любителей российской словесности, где в присутствии Василия Жуковского и других видных участников Общества читаются ранние стихи Тютчева («Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду»). Близким другом Тютчева в студенческие годы становится Михаил Погодин, из дневника которого мы узнаем о литературных интересах и круге чтения Тютчева в то время. Получив аттестат об окончании университета в 1821, Тютчев поступает на службу в Государственную Коллегию Иностранных Дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова. Документальные свидетельства о жизни Тютчева в Мюнхене крайне скудны и фрагментарны. В России в это время Тютчев как поэт почти забыт. Публикация подборки стихотворением под названием «Стихотворения, присланные из Германии» в в пушкинском «Современнике» в 1836—1837 не меняет дела, и о поэзии Тютчева вспоминают только после статьи Николая Некрасова «Русские второстепенные поэты» в «Современнике» в 1850 и выхода в 1854 под редакцией Ивана Тургенева первого собрания стихотворений.

Во второй половине тридцатых годов материальное положение Тютчева становится очень затруднительным, а карьерная ситуация в Мюнхене бесперспективной, поэтому Тютчев использует свои связи в Петербурге, чтобы добиться нового назначения. В это же время жена русского посланника в Турине А. М. Обрезкова нарушила придворный этикет, дважды появившись при Дворе Сардинского королевства в белой вуали, тогда как белый цвет был привилегией королевы и принцесс. Обрезков был отозван из Турина, а на его место в качестве временного поверенного в делах назначен Тютчев. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел в несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Первая жена, крайне раздосадованная изменой супруга, пыталась даже покончить с собой. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен. В 1841 Тютчев исключён из списка чиновников Министерства иностранных дел за долговременное неприбытие из отпуска. После этого в 1844 Тютчев переезжает на постоянное место жительства в Россию, служит чиновником особых поручений при государственном канцлере, цензором, а с 1857 — председателем Комитета иностранной цензуры. К 1850 году можно отнести сближение Тютчева с Еленой Александровной Денисьевой, которая принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду, рано лишилась матери, а её отец, майор А. Д. Денисьев, участник Фридландского сражения, женился вторично и служил в Пензенской губернии. Елена Александровна осталась на попечении своей тетки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались по переезде в Петербург дочери Тютчева от первого брака Дарья и Екатерина. Эрнестина ни разу не обнаружила, что знает о любви мужа к другой. Тютчев посвятил Денисьевой несколько стихотворений, насыщенных мотивами роковой любви. Эти любовно-трагедийные стихотворения принято традиционно объединять под общим названием «Денисьевского цикла». В 1864 году Денисьева скончалась от чахотки, оставив Тютчеву троих детей: Федора, Елену и Николая. Последние двое ушли из жизни в 1865.

Во время Крымской войны Тютчев переживает глубокий мировоззренческий кризис. В поэтическом творчестве Тютчева шестидесятых — начала семидесятых годов преобладают стихи на политические темы и мелкие стихотворения «на случай». До самого конца Тютчев интересуется политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля гроб с телом поэта был перевезен из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поэтика

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает характернейшей чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» — повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(«Как океан объёмлет шар земной…»)

и:

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
(«Лебедь») Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова, «интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, „никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу“ [А. Либерман. О пейзажной лирике Тютчева // Russian Language Journal. XLIII, № 144. (1989.) С. 105]. С другой стороны — тютчевский корпус откровенно „случаен“, перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое „тютчевское наследие“ заведомо неполно. „Единство“ и „теснота“ тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором». Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества. По всей видимости, это «Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода „правильные“ риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму — от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект» (Роман Лейбов ««Лирический фрагмент» Тютчева: жанр и контекст»).

Периодизация

Автограф стихотворения «А. А. Фету»Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всем его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

1-й период — начальный, 10-е — начало 20-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.

2-й период — вторая половина 20-х — 40-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.

3-й период — 50-е — начало 70-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 40-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл».

Любовная лирика
В любовной лирике Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

До нас дошло более 1200 писем Тютчева.


Тютчев и Пушкин

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле серьёзно различаются. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев — человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“» (1). Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике чуждым языку Пушкина.

Автограф стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Музеи
Имеется музей-усадьба поэта в подмосковном Муранове, доставшаяся во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м2, в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область). Усадьба полностью разрушена после революции 1917 и восстановлена в качестве Музея в конце 1990-х. Новодел.